Лабиринты Генпрокуратуры: кто стоит за бездействием в расследовании громких дел

Дурач Сергей Викторович, Мустеца Ігор, Пилипенко Сергій, Испанюк Тарас,

Известно, что Генпрокуратура Украины, несмотря на войну, завалена тысячами уголовных производств. Среди них не только стандартные, рутинные дела, но и очень громкие, давно привлекшие внимание общества и вызвавшие огромный резонанс. Но даже такие дела остаются без должного внимания, странным образом «исчезая» в лабиринтах Генпрокуратуры: их годами никто не рассматривает или делает это крайне вяло.

Если попытаться перечислить те известные дела, которые были доведены до логического завершения, пальцев на руках будет достаточно. Это вызывает обоснованный вопрос: почему так происходит?

Во-первых, ситуация, когда критическое количество дел остается без движения, говорит о проблемах организационного характера. Основной причиной затягивания процессов, по-видимому, является неправильное распределение ресурсов, отсутствие четкого контроля и мониторинга прогресса рассмотрения дел.

Во-вторых, возможно, далеко не все сотрудники отвечают уровню профессионализма, которого ожидает общество от такого ответственного органа. Ошибки, затягивание сроков, некорректный подход к расследованиям – это, похоже, стало нормой. Но здесь важно понимать, что не стоит сваливать вину исключительно на рядовых исполнителей. Возможно дело в системе обучения, подбора и аттестации работников, которая требует пересмотра.

Есть еще одна сторона медали. Сотрудники Генпрокуратуры такие же люди, как все мы, и, сталкиваясь с огромным количеством дел, делают выбор: рассмотреть что-то быстро, а что-то отложить на потом. И разумеется, что такой избирательный подход кажется несправедливым и даже весьма опасным для правосудия в целом.

Одно из таких дел, которое явно тормозится Генпрокуратурой – ​​дело о наследстве одесского бизнесмена Вадима Черного. Напомним, что правоохранительная и судебная система уже два года препятствует проведению расследования дела, связанного с кражей корпоративных прав ООО «Басари» и ДП «Компромисс», принадлежащих общественной организации «Центр защиты инвалидов» Речь идет, прежде всего, о двух одесских бизнес-центрах: БЦ «Киевский» и подземный БЦ «Греческий».

 Уголовное производство расследуется Главным следственным управлением Национальной полиции Украины под процессуальным руководством прокуроров Офиса Генерального прокурора. До сих пор следствие не установило организаторов преступления и ничего не предпринимает для выяснения их личностей.

Более того, правоохранительная система препятствует проведению предварительного расследования по этому делу. Необоснованное давление испытывает именно пострадавшая сторона, а имущество организации «Центр защиты инвалидов» стало заложником ситуации, Приказ министерства юстиции, которым были отменены незаконные действия государственных регистраторов, игнорируется, а его действие блокируется.

В частности, следователь судья Печерского суда Т. Ильева по ходатайству Офиса Генпрокурора наложила арест на корпоративные права, запрещая таким образом исполнение Приказа Минюста Украины.

Хозяйственный суд Киева рассматривает дело №910/6601/23 по иску ОО «Центр защиты инвалидов» к Государственной казначейской службе Украины, Нацполиции Украины, Офису Генерального прокурора, ГУ ЧП в Одесской области, Одесской областной прокуратуре о признании незаконным бездействием и незаконных решений правоохранительными органами в уголовном производстве, где ОО «Центр защиты инвалидов» как потерпевшему нанесен ущерб на общую сумму 139 млн. грн., причиненный в результате совершения преступных действий.

Расследованием руководит прокурор Офиса Генпрокурора Сергей Пилипенко, назначенный заместителем Генпрокурора Украины Игорем Мустецей. И таким образом, по мнению адвокатов, представляющих интересы ОО «ЦЗИ», именно Мустеца и покрывает бездействие следствия.

МУСТЕЦА: ВРАГ ЕВРОМАЙДАНА И АКТИВИСТОВ

Так кто же такой Игорь Мустеца, с 2020 года занимающий должность заместителя Генерального прокурора Украины, и есть ли темные пятна в его биографии?

Как известно, Игорь Мустеца с февраля 2011 г. по апрель 2014 г. работал в должности прокурора Шевченковского района г. Черновцы, а затем пошел на повышение, стал заместителем прокурора Черновицкой области. Это назначение вызвало волну возмущения среди местной общественности, так как Мустеца был противником Майдана и лично открывал уголовные производства против черновицких участников Революции Достоинства!

Например, еще в 2015 году руководитель «ОО «Майдан-3» Василий Забродский обнародовал свое открытое письмо в Генпрокуратуру, в котором отмечал, что человек, виноватый в преследовании активистов Майдана, должен быть люстрирован.

«Возьмитесь, наконец, за наведение порядка в Ваших рядах. Неужели Закон о люстрации был принят для очередного сбора денег с «блатных»? Неужели те, кто был оплотом для Януковича и его банды, стали столь нужными и незаменимыми? — говорится в обращении. — Как бывший прокурор Шевченковского района Игорь Мустеца, лично открывавший уголовные производства против участников Черновицкого Майдана по номерам: 12013270040002956, 12014260040000154 и 12014260040000155 области? ? По этим делам были вынесены подозрения и даже приговоры… Сколько и кому завез денег Мустеца, чтобы не быть уволен согласно закону «Об очищении власти»?, – писал Василий Забродский.

Позже в сентябре того же года тогдашний руководитель Черновицкой области Александр Фищук сообщил имена и фамилии чиновников, подлежащих люстрации. Как отмечали местные СМИ, под люстрацию попали: зам. прокурора области Игорь Мустеца, а также заместитель председателя ОГА В. Усик, начальник службы автомобильных дорог области И. Гах и начальник Днестровско-Прутского БУВР Я. Дзюба.

Соответствующее обращение по Мустеце руководитель Черновицкой ОГА направил Генпрокурору Виктору Шокину.

Однако, как мы видим, Игорь Мустеца не только не был люстрирован, но наоборот, даже пошел на повышение. В апреле 2020 года его в свою команду взяла тогдашний генпрокурор Ирина Венедиктова. Но и после ее отставки он остался на своем месте, продолжая работать уже под руководством нового руководителя, Андрея Костина.

ОТВЕТ НА ЗАПРОС

Отметим, что 22 сентября было направлено несколько официальных запросов в адрес Офиса Генпрокурора, а также самому И.Мустеце с просьбой высказать свою позицию по данным вопросам, и в установленное законом время был получен ответ.

Как сказано в ответе Офиса Генпрокурора от 29.09.2023 г., «прокуратурой Черновецкой области было проведено служебное расследование относительно возможной причастности руководителей и работников прокуратуры Черновицкой области к уголовному и административному преследованию участников мирных акций протеста во время Революции Достоинства. По его результатам 19.02.2015 составлен вывод, из которого, в частности, усматривается, что в действиях Мустецы И.В. нарушений требований Уголовного процессуального кодекса Украины о полном, всестороннем и беспристрастном проведении досудебного расследования в уголовных производствах указанной категории не установлено.
С учетом изложенного проверка по аналогичным обстоятельствам,
изложенными в публикациях интернет-изданий, не проводилась».

КОМЕНДАНТСКИЙ ЧАС НЕ ДЛЯ ВСЕХ

Из последних скандалов, связанных с заместителем Генпрокурора, можно отметить расследование журналиста «Украинской Правды» Михаила Ткача. Он выяснил, что отечественные чиновники плевать хотели на все запреты и тем более на закон, у них все «схвачено», все куплено, потому что они – «калифы на один день». В расследовании говорится, что заместитель Генпрокурора Игорь Мустеца во время действия комендантского часа в центре столицы вместе с охраной любит сидеть в гламурных ресторанах, специально открытых ночью для «элиты». Да, это мелочи, но такие, что неплохо раскрывают моральный вид чиновников.

 Таким образом, можно ли доверять сейчас правоохранительной системе, если система, похоже, занята самой собой? Ведь если на высших должностях в стране могут находиться те, кто был противником и преследовал активистов, то это полностью подрывает доверие к системе. Возможно, в стенах Генпрокуратуры и вправду сидят спящие агенты старого режима, которые ждут своего момента? Тогда это не просто пятно на репутации учреждения, а системный сбой, который может повлечь за собой настоящую катастрофу.

Хаос, который мы наблюдаем в «расследовании» дел Генпрокуратурой, показывает, что стране просто необходимо четкий механизм контроля и ответственности, который позволит раз и навсегда убедиться: либо система будет работать на благо граждан, либо она нуждается в кардинальной перезагрузке, а все недолюстрированные «бывшие» должны быть с позором изгнаны оттуда.